Транспортная программа МСоЭС, кампания "Защита пешеходного пространства"

Многие слышали прошедшую в СМИ новость - Москва начинает борьбу с парковками во дворах, тротуарах, зеленых зонах. На рассмотрение депутатам московской городской Думы внесен законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы" (точный срок рассмотрения пока не известен). Эта тема близка не только москвичам, но и жителям многих городов, что хорошо известно общественным экологическим организациям, имеющим "зеленые телефоны". Москвичи имеют возможность обратиться к депутатам Мосгордумы с предложением проголосовать за этот законопроект. А что делать тем, кто живет в других городах - Рязани, Смоленске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и проч.?

Мы предлагаем желающим провести совместную акцию. Она будет состоять в отправке письма по следующим адресам: своему мэру, в свою гордуму, в основные СМИ.

Письмо

Как Вам известно, в нашем городе остро стоит проблема нелегальных парковок во дворах, зеленых зонах, на тротуарах. Уничтожается зелень, снижается безопасность жителей. Жители постоянно обращаются с жалобами по этому поводу в общественные и государственные экологические организации, но рычагов воздействия на ситуацию у них нет. В этой связи мы предлагаем учесть московскую инициативу, а именно, законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы", который внесен в Мосгордуму. Внесение и принятие подобного документа и в нашем городе давно назрело, просим рассказать о Ваших действиях в этом направлении.

Подпись - представитель Транспортной программы Международного Социально-экологического Союза в городе N, такая-то организация.

ПРОЕКТ (внесен исполняющим обязанности Мэра Москвы)

О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с размещением автотранспортных средств в городе Москве, в том числе на прилегающих территориях к дорогам и в жилых зонах. Действия настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с остановкой (стоянкой) автотранспортных средств, регулируемые федеральным законодательством о дорожном движении.

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

1. Целью настоящего Закона является создание правовой основы для обеспечения: а) рационального и целевого использования земель, а также иной государственной и муниципальной собственности, предназначенной для размещения автотранспортных средств; б) развития транспортной инфраструктуры; в) обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности в городе Москве; г) защиты прав владельцев автотранспортных средств. 2. Настоящий Закон устанавливает: а) принципы размещения автотранспортных средств на территории города Москвы; б) полномочия органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по вопросам размещения автотранспортных средств; в) порядок размещения автотранспортных средств; г) условия размещения стоянок (гаражей, автостоянок, парковок); д) ответственность за нарушения в области размещения автотранспортных средств.

Статья 2. Правовое регулирование размещения автотранспорт- ных средств на территории города Москвы

1. Правовое регулирование размещения автотранспортных средств на территории города Москвы осуществляется в соответствии с разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, установленным пунктами "б", "в", "д", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с земельным, градостроительным и административным законодательством. 2. Законодательство города Москвы о размещении автотранспортных средств состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

Статья 3. Основные понятия

Автотранспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования и подлежащее государственной регистрации за исключением транспортных средств общего пользования, в том числе: автобуса, трамвая, троллейбуса. Размещение (паркирование) автотранспортного средства - установка автотранспортного средства, прекратившего дорожное движение. Городская дорога - поверхность искусственного сооружения независимо от формы собственности, обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Стоянка автотранспортных средств (гараж, автостоянка, парковка) - объект недвижимости в виде здания, строения, сооружения или их части, специально оборудованная площадка или выделенная часть дороги, предназначенные для размещения автотранспортного средства (далее - стоянка). Городские стоянки автотранспортных средств - стоянки, находящиеся в собственности города Москвы или муниципальных образований.

Статья 4. Принципы размещения автотранспортных средств

Правовое регулирование и организационное обеспечение размещения автотранспортных средств на территории города Москвы основывается на следующих принципах: а) размещение автотранспортных средств, а также стоянок для них осуществляется в соответствии с законодательством города Москвы о размещении автотранспортных средств; б) обеспечение органами государственной власти, органами местного самоуправления города Москвы и владельцами стоянок условий для размещения автотранспортных средств, соответствующих требованиям действующего законодательства; в) доступности информации по вопросам размещения автотранспортных средств; г) согласование общественных и частных интересов при строительстве (размещении) стоянок автотранспортных средств.

Статья 5. Полномочия органов власти по вопросам размещения автотранспортных средств

Полномочия Московской городской Думы, Правительства Москвы и органов местного самоуправления по вопросам размещения автотранспортных средств регламентируются настоящим Законом, федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 6. Ограничение, связанное с размещением автотранс- портных средств на территории города Москвы

1. На территории города Москвы запрещается размещение автотранспортных средств вне стоянок. Данное ограничение действует независимо от: а) марки, модели автотранспортного средства; б) времени и места государственной регистрации автотранспортного средства; в) формы собственности на автотранспортное средство; г) разрешена или запрещена эксплуатация автотранспортного средства. 2. Ограничение, связанное с размещением автотранспортных средств, не действует в отношении автотранспортных средств, обеспечивающих: а) проведение работ по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций; б) выполнение уполномоченными органами функций по охране общественного порядка; в) оказание населению медицинской помощи; г) проведение плановых ремонтных и строительных работ.

Статья 7. Порядок и условия размещения автотранспортных средств на городских стоянках

1. Порядок и условия размещения автотранспортных средств на городских стоянках устанавливает Правительство Москвы в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. 2. Городские стоянки могут быть платными и бесплатными. 3. Размер платы за оказание услуг на городских стоянках, а также порядок их оплаты устанавливает Правительство Москвы. 4. Размер платы может дифференцироваться в зависимости от: а) места нахождения стоянки, включая принцип зонирования городской территории; б) специализации стоянки; в) перечня оказываемых услуг и выполняемых работ; г) иных условий. 5. Бесплатно размещение автотранспортных средств допускается на городских стоянках: а) при объектах органов государственной власти города Москвы или органов местного самоуправления; б) при объектах социального назначения, в том числе здравоохранения, образования, социальной защиты и жилищного фонда; в) организованных на дорогах. 6. Размещение автотранспортных средств на стоянках, указанных в пунктах "а" и "б" части 5 настоящей статьи, может осуществляться по специальным пропускам. Форму и порядок выдачи специальных пропусков устанавливают руководители органов или организаций, в ведении которых находятся указанные стоянки.

Статья 8. Льготы по оплате оказываемых услуг и выполняемых работ на городских стоянках

Для отдельных категорий владельцев автотранспортных средств могут быть установлены льготы по оплате оказываемых услуг и выполняемых работ на городских стоянках в виде частичного или полного освобождения от их оплаты. Указанные льготы, а также порядок их предоставления устанавливает Правительство Москвы.

Статья 9. Порядок и условия размещения автотранспортных средств на стоянках, не находящихся в собственности города Москвы

Порядок и условия размещения автотранспортных средств на стоянках, не находящихся в собственности города Москвы или муниципальных образований, устанавливают правообладатели стоянок в соответствии с законодательством.

Статья 10. Условия строительства (размещения) стоянок автотранспортных средств на территории города Москвы

1. Строительство (размещение) стоянок на территории города Москвы вправе осуществлять юридические лица независимо от организационно-правовой формы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели, а также иные физические лица. 2. Юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления и индивидуальные предприниматели вправе строить (размещать) стоянки, которые могут предназначаться как для размещения собственных автотранспортных средств, так и для размещения автотранспортных средств иных лиц, которым эти юридические лица, индивидуальные предприниматели или указанные органы оказывают услуги, реализуют товары или выполняют работы. 3. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, вправе строить (размещать) стоянки только для размещения автотранспортных средств, собственниками которых они являются. 4. Классификация всех типов стоянок, а также требования к ним устанавливаются градостроительными нормами и правилами, утверждаемыми Правительством Москвы. 5. Проектирование и строительство стоянок осуществляются в соответствии с нормами и правилами, установленными федеральным законодательством и законодательством города Москвы с учетом: а) градостроительного зонирования территории города Москвы; б) функционального назначения объекта, для эксплуатации которого предназначается стоянка; в) марки или модели автотранспортных средств, для размещения которых предназначается стоянка; г) требований природоохранного законодательства; д) иных условий. 6. Градостроительные нормативы и правила города Москвы должны предусматривать требования о включении стоянок в состав имущественных комплексов объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (жилых домов, объектов здравоохранения, образования, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания), объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов, строящихся на территории города Москвы. При этом в составе жилых комплексов при новом строительстве или реконструкции сложившейся застройки, кроме муниципальных, должны создаваться стояночные места в количестве не менее 100% от числа сдаваемых квартир. При строительстве новых объектов массового посещения обслуживающие их стоянки должны быть размещены в границах отведенного участка, а количество стояночных мест на этих стоянках соответствовать требованиям градостроительных норм и правил. 7. Для строительства (размещения) стоянки необходимо наличие документов, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 11. Условия и порядок предоставления земельных участков и получения разрешений на строительство (размещение) стоянок

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для строительства (размещения) стоянок в соответствии с законодательством. 2. Порядок предоставления земельных участков для строительства (размещения) стоянок, кроме стоянок, размещенных на дорогах, а также порядок получения разрешений на строительство (размещение) стоянок устанавливается законодательством города Москвы. 3. Размеры земельных участков под строительство (размещение) стоянок на территории существующей застройки города Москвы, а также на вновь осваиваемой территории города Москвы определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков, предоставляемых для этих целей. 4. Методика расчета нормативных размеров земельных участков, предоставляемых для строительства (размещения) стоянок, утверждается уполномоченными Правительством Москвы органом архитектуры и градостроительства и органом по управлению земельными ресурсами 5. Решения о предоставлении земельных участков и разрешения на строительство (размещение) стоянок на городских дорогах должны быть согласованы с: а) органом архитектуры и градостроительства города Москвы; б) органом внутренних дел города Москвы; в) организацией, эксплуатирующей улично-дорожную сеть; г) органом, ведающим организацией движения наземного общественного пассажирского транспорта; д) органом, ведающим подземными сооружениями и коммуникациями в случае реконструкции дороги. 6. Отказ в предоставлении земельных участков или отказ в выдаче разрешений на строительство (размещение) стоянок возможен в случаях, установленных законодательством, а также если: а) в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и правилами города Москвы, частью 1 статьи 12 настоящего Закона строительство (размещение) стоянок на данной территории не разрешается; б) заявленное количество машиномест на стоянке меньше минимального норматива размещения автотранспортных средств на стоянках, установленного Правительством Москвы для соответствующей территории; 7. Отказ в предоставлении земельных участков или выдаче разрешений на строительство (размещение) стоянок может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.

Статья 12. Ограничения, связанные со строительством (размещением) стоянок

1. Не разрешается строительство (размещение) стоянок: а) на дорогах, если это препятствует нормальному движению транспорта и пешеходов или снижает пропускную способность дороги; б) на территориях пешеходных зон; в) на природных и озеленённых территориях; г) на детских площадках; д) на проезжей части дворовой территории. 2. Размещение стоянок на территориях, предусмотренных пунктами а) и б) части 1 настоящей статьи, может быть разрешено только на время проведения: а) массовых мероприятий (митингов, шествий, демонстраций, парадов и т.д.); б) строительных, ремонтных работ.

Статья 13. Строительство (размещение) городских стоянок, управление и распоряжение ими

1. Строительство (размещение) городских стоянок осуществляется в соответствии с планом (схемой) строительства (размещения) городских стоянок, утверждаемым Правительством Москвы по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. 2. Порядок разработки и утверждения плана (схемы) размещения городских стоянок устанавливает Правительство Москвы. 3. Проектная документация для строительства (размещения) городских стоянок разрабатывается и утверждается в соответствии с законодательством. 4. Проектные и изыскательские работы по строительству (размещению) городских стоянок, а также подрядные работы на их строительство (размещение) финансируются за счет средств бюджета города Москвы. Указанные работы могут осуществляться на основе государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд города Москвы, заключаемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы о поставках продукции для государственных нужд. 5. Городские стоянки могут передаваться в хозяйственное ведение унитарных предприятий или в оперативное управление унитарных предприятий и учреждений, находящихся в собственности города Москвы, с деятельностью которых связана эксплуатация стоянок автотранспортных средств или предметом деятельности которых является оказание услуг и выполнение работ на городских стоянках. 6. В случае передачи городской стоянки в аренду, порядок и условия размещения автотранспортных средств на данной стоянке устанавливает арендатор в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 7. Продажа (приватизация) городских стоянок, а также продажа находящихся в собственности города Москвы акций (долей в уставных капиталах) хозяйственных обществ, предметом деятельности которых является оказание услуг и выполнение работ на стоянках автотранспортных средств, осуществляется в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством о приватизации.

Статья 14. Общие требования к стоянкам

1. Использование стоянок для целей иных, чем размещение автотранспортных средств не допускается. 2. Стоянки должны соответствовать общим правилам оказания услуг автостоянок, установленных федеральным законодательством. Кроме того, стоянки должны соответствовать следующим дополнительным требованиям: а) иметь знак (указатель) стоянки: "АВТОСТОЯНКА", "ГАРАЖ"; "ПАРКОВКА"; б) границы территории стоянки должны быть определены путем установки временного или постоянного ограждения или с помощью разметки; в) территория стоянки должна быть размечена на машиноместа, которые нумеруются; г) иметь специальное оборудование для охраны (для охраняемых стоянок); 3. Стоянки должны иметь вывеску cо следующей информацией: а) сведения о порядке и условиях размещения автотранспортных средств; б) время размещения автотранспортных в течение суток; в) перечень оказываемых услуг и выполняемых работ; г) плата за оказываемые услуги и выполняемые работы; д) перечень категорий лиц, имеющих право на льготы, а также перечень льгот, предоставляемых на стоянке в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 4. Стоянки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством о градостроительстве, пожарной безопасности, об охране окружающей среды, санитарном благополучии и законодательством о безопасности дорожного движения. 5. Требования к ограждению стоянок, знаку (указателю) стоянки и порядок их установки, определяет Правительство Москвы по представлению уполномоченного органа архитектуры и градостроительства города. Данные требования должны быть согласованы с органом внутренних дел города Москвы.

Статья 15. Ответственность за нарушения в области строительства (размещения) стоянок на территории города Москвы

Нарушения в области строительства (размещения) стоянок на территории города Москвы влекут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 16. Ответственность за несоблюдение ограничения, связанного с размещением автотранспортных средств на территории города Москвы

1. Нарушение правил размещения автотранспортных средств на территории города Москвы, установленных статьей 6 настоящего Закона, влечет наложение административного штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. 2. Нарушение правил оплаты за размещение автотранспортных средств на платных городских стоянках влечет наложение административного штрафа в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. 3. Производство по делам об административных правонарушениях при размещении автотранспортных средств, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается законодательством города Москвы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 17. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года. 2. Статья 17 настоящего Закона вводится в действие с 1 января 2008 года специальным законом города Москвы. 3. Нормативные правовые акты города Москвы по вопросам размещения автотранспортных средств, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.

Редактор проекта: начальник Управления транспорта и связи города Москвы А.В. Беляев

тел. 202-22-90

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона города Москвы "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы"

Предлагаемый законопроект "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы" разработан с учетом действующего законодательства, положительного опыта развитых стран, сложившейся практики в городе Москве и иных субъектах РФ, судебной практики по спорным вопросам, связанным с автотранспортными средствами. В настоящее время на учете в органах ГИБДД ГУВД города Москвы состоит около трех миллионов единиц автотранспортных средств. Дополнительно к этому большое количество транспорта следует через Москву транзитом или находится на его территории ограниченное время. Всегда и везде в мире городские власти сталкиваются с необходимостью решения не только вопросов, связанных с обеспечением дорожного движения, но и вопросов, связанных с размещением автотранспортных средств. Нерешенность вопросов, связанных с размещением автотранспорт-ных средств, а также отсутствие системного (комплексного) подхода в решении вопросов размещения транспортных средств в городе Москве:

  • приводит к дорожно-транспортным происшествиям и снижению пропускной способности городских дорог;
  • создает трудности для уборки города, особенно в зимнее время, для проведения работ по благоустройству территории, для проведения строительных и ремонтных работ;
  • препятствует осуществлению полномочий специализированных служб и органов (милиции, пожарной и скорой помощи);
  • создает неудобства для жильцов и пешеходов;
  • повышает вероятность совершения противоправных действий в отношении автотранспортных средств;
  • нарушает архитектурный облик города.
  • В настоящее время вопросы, связанные с размещением автотранс-портных средств на территории города Москвы, регулируются только подзаконными нормативными правовыми актами - распоряжениями Мэра Москвы и постановлениями Правительства Москвы. Действие данных актов не обеспечивает системности и комплексности в решении указанных вопросов, а также не регулирует весь спектр взаимоотношений между субъектами права - владельцем автотранспортного средства и владельцем территории (или его законными представителями). Достичь этого возможно прежде всего принятием соответствующих законов города.

    Проект закона города Москвы "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы" следует рассматривать в качестве системообразующего. Он разработан с целью:

  • определения полномочий органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области размещения автотранспортных средств;
  • установления единых правил размещения автотранспортных средств на территории города и стоянках, условий и порядка строительства стоянок (парковок, автостоянок, гаражей);
  • установления ответственности за нарушение законодательства о размещении автотранспортных средств.
  • Наряду с данным законопроектом необходимо принятие других нормативных правовых актов города Москвы, а решение некоторых вопросов потребует внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство. Предлагаемый законопроект предусматривает введение запретительного принципа размещения транспорта на городской территории - "размещать автотранспортное средство можно только там, где разрешено", то есть в специально отведенных для этого местах в виде оборудованных площадок или сооружений, в том числе во дворах и на прилегающих территориях. Законопроект призван создать условия обеспечения всех автовладельцев достаточным количеством мест для размещения автомобилей на территории города, в т.ч. по месту жительства, работы, а также при посещении мест общественного пользования и одновременно соблюсти интересы пешеходов, городских коммунальных и специальных служб и обеспечить эффективность использования проезжей части городских улиц. Реализация заложенной в законопроекте концептуальной схемы даст возможность получить значительные финансовые поступления в городской бюджет за счет законного введения платных городских стоянок. Кроме того, возможно значительное наполнение бюджета от штрафных платежей за нарушение порядка размещения автотранспортных средств на территории города (во многих столицах мира эта мера является одной из основных статей наполнения городских бюджетов). Решение вопросов размещения автотранспортных средств потребует от органов исполнительной власти города координации своих действий не только в вопросах правового регулирования, но и при решении организационных вопросов. Для выполнения требований закона потребуется проведение ряда организационно-технических мероприятий, в частности:

  • проведения анализа существующих городских территорий, пригодных для размещения автотранспорта;
  • проведения анализа существующего автотранспортного парка (его размер и характеристики);
  • разработки городских нормативов мест хранения (парковки) автотранспорта, изменения градостроительных нормативов и, исходя из этого, разработка программы строительства дополнительных стояночных мест;
  • создания специальных служб, осуществляющих контроль за исполнением требований законодательства при размещении автотранспортных средств на территории города;
  • организации работы судебной власти (например, мировых судей) в сфере взаимоотношений различных субъектов права при размещении автотранспорта на территории города и создании и функционировании парковочного пространства;
  • введения принципа конкурсного распределения стояночных мест среди владельцев автотранспортных средств, а также определение полномочий конкретных органов власти по проведению этих конкурсов и по применению мер ответственности (санкций) за нарушение требований закона.
  • Для реализации указанных мероприятий потребуются определенные затраты времени, поэтому срок введения закона устанавливается с января 2007 года. Принятие данного закона не повлечет дополнительные финансовые затраты из бюджета города Москвы.

    Редактор проекта: начальник Управления транспорта и связи А.В.Беляев

    тел.202-22-90 (Подпись на подлиннике)